NAU

Служба поддержки: call-center@nau-usynovlenie.kz

EMAIL

call-center@nau-usynovlenie.kz

ЗВОНОК ПО КАЗАХСТАНУ БЕСПЛАТНО

1422

Международный опыт говорит, что только в семье проходит полноценная подготовка ребенка к самостоятельной жизни, только семья дает ребенку модель и ценность семьи, только семья дает полноценную поддержку молодому человеку, когда он выходит в самостоятельную жизнь.

Именно поэтому в 2017 году Фонд запустил программу трансформации детских интернатных учреждений «Балажан».

Цель проекта — переориентировать сотрудников учреждений с содержания детей в учреждениях на содействие семейному устройству, через подготовку детей к переходу в семью.

Миссия проекта — реализация права ребенка жить и воспитываться в семье.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА:

  • трансформировать детские дома в ЦЕНТРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ (ЦПДиС)
  • трансформировать дома ребенка в ЦЕНТРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ (ЦПДиС)

СТРУКТУРНО ЦПДИС МОГУТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ТРИ СЛУЖБЫ:

  • Служба поддержки детей «Как дома» и семейного устройства

    Данная служба предполагает временное пребывание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для детей-сирот, детей, отобранных из семей, очень важно создавать терапевтические условия, т. к. это, как правило, дети, находящиеся в состоянии горя и потери родителей, дети, пережившие пренебрежение и жестокое обращение, дети с нарушенной привязанностью. Необходимо, чтобы у воспитателя было время на каждого ребенка – поддержать его, выслушать, посочувствовать. Сегодня в группах находятся от 12 до 15 детей, и у воспитателя объективно нет времени на индивидуальную работу с каждым ребенком. Поэтому необходимо уменьшение количества детей в группе до 8.

    * Важно, чтобы воспитатели владели компетенциями «близкого взрослого» (чувствительностью, отзывчивостью, эмоциональной и физической доступностью, следованием за инициативой ребенка и др.), техниками и технологиями поддержки детей.

    Один из инструментов подготовки ребенка к устройству в семью – это Индивидуальный план развития и жизнеустройства, который разрабатывается междисциплинарной командой, состоящей из воспитателя-«близкого взрослого», психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования. Этот план содержит не только описание и усиление сильных сторон – ресурсов ребенка, знание и компенсацию – слабых, но и рекомендации для подбора приемной семьи (в случае невозможности возвращения в кровную) для ребенка с учетом его опыта, потребностей и психологических особенностей.

  • Служба поддержки семьи

    Пока ребенок находится в учреждении, с семьей работают специалисты службы поддержки семьи: социальный педагог, психолог, юрист. Если семью невозможно реабилитировать, ведется работа по поиску кровных родственников, которые могли бы взять под опеку детей.

  • Служба сопровождения

    При невозможности возвращения ребенка в кровную семью, сотрудники службы сопровождения, которые занимаются подготовкой и сопровождением приемной семьи и выпускников детских интернатных учреждений, подбирают ребенку приемную семью согласно рекомендательной части Индивидуального плана развития и жизнеустройства. Этот план помогает родителям и сотрудникам службы сопровождения лучше узнать ребенка и создать условия для адаптации ребенка к семье.

ЦЕНТР МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

структурно может состоять из четырех отделений:

  • дневного пребывания детей – отделение для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в реабилитации
  • временного пребывания детей – отделение для оставленных кровными родителями детей, которых готовят к устройству в приемные семьи
  • для детей с особыми потребностями – отделение для детей с тяжелыми нарушениями, не поддающимися коррекции
  • реабилитации детей с особыми потребностями, проживающими в семье – отделение для обучения родителей навыкам по уходу и развитию детей с особыми потребностями

Трансформация учреждений помимо структурных изменений (уменьшение количества детей разного возраста и пола в группах до 6 человек, изменение графика работы «близких взрослых», организацию индивидуального и семейного пространства) предусматривает обучение персонала компетенциям «близкого взрослого».

Очень важно оказывать родителям детей с особыми потребностями профессиональную медицинскую, психологическую и социальную поддержку для профилактики попадания детей в интернатные учреждения.

ЦЕНТР ОКАЗАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Может состоять из трех подразделений

  • Служба поддержки семьи

    направлена на поддержку семей детей с особыми потребностями. Эта служба состоит из двух отделений – дневного пребывания детей (для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в реабилитации) и временного пребывания детей (для реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 3 лет до 18 лет, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, с сопровождением родителей или их законных представителей)

  • Служба поддержки детей с особыми потребностями «Как дома»

    направлена на изменение качества жизни детей, через внедрение модели «Как дома»: уменьшение количества детей до 6 человек, обучение персонала компетенциям «близкого взрослого»

  • Служба сопровождения

    направлена на комплексное сопровождение воспитанников ЦОССУ после выпуска с целью адаптации к самостоятельной жизни

На сегодняшний день в проекте «Балажан» участвуют шесть учреждений:

  • ГКУ «Специализированный дом ребенка» акимата г. Нур-Султан
  • ГУ «Щучинский дом ребенка»
  • КГУ «Детский дом №1 для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» в г. Акколь
  • КГУ «Специальный комплекс «детский сад-школа-интернат» с. Урюпинка
  • Центр адаптации несовершеннолетних Акмолинской области
  • КГУ «Центр оказания специальных социальных услуг г. Кокшетау»

В детских учреждениях интернатного типа Акмолинской области:

  • прошли обучение 66 сотрудников, членов рабочих групп, которые в последующем будут обучать персонал своих учреждений
  • открыты первые экспериментальные группы: не более 8 детей, с обученными сотрудниками
  • завершается активное обучение и переход на этап сопровождения – супервизии.